Когда машина работает, из выхлопной выбрасываются продукты горения, прошедшие стадию глушения звука и нейтрализации вредных веществ. Этот процесс всегда сопровождается образованием дыма. Особенно если двигатель еще холодный, а на улице стоит сырая погода или мороз, то дым будет более густой, так как в нем содержится большое количество конденсата.
Однако нередко выхлоп не просто дымит, а имеет определенный оттенок, по которому можно определить состояние двигателя. Рассмотрим, почему дым из выхлопной имеет синий оттенок.
ПОЧЕМУ ДЫМИТ СИНИМ ДЫМОМ ИЗ ВЫХЛОПНОЙ ТРУБЫ
Единственная причина, по которой дымление имеет синеватый оттенок, это сгорание моторного масла в цилиндре. Часто эта проблема сопровождается попутными неполадками мотора, например, он начинает троить, постоянно нужно доливать масло, холостой ход агрегата невозможен без подгазовки, запуск двигателя в холодную погоду (чаще всего от такой проблемы страдает дизель) сильно затрудняется и т.д.
Определить попадание масла в глушитель можно при помощи простого теста. Заводим двигатель, берем лист бумаги и подставляем к выхлопной. Если труба будет выкидывать капли масла, на листе появятся жирные пятна. Результат такой проверки указывает на серьезные неполадки, которые нельзя игнорировать.
В противном случае придется выполнять дорогостоящий ремонт. Помимо капиталки двигателя очень скоро придется менять и каталитический нейтрализатор.
Обычно дымить сизым выхлопом будет старый мотор, который приближается к капитальному ремонту. Это обусловлено большой выработкой на деталях цилиндропоршневой группы (например, износ уплотнительных колец). При этом падает компрессия в ДВС, а также снижается мощность агрегата, из-за чего разгон транспорта становится менее динамичным.
Но нередко сизый дым может появляться из выхлопной трубы и некоторых новых автомобилей. Часто это наблюдается при прогреве в зимний период. Когда двигатель нагрелся, эффект исчезает. Такое может происходить, когда автомобилист использует синтетическое масло, а в инструкции по эксплуатации авто указывается полусинтетика или вообще минералка.
Такое происходит, когда жидкая смазка в холодном моторе проникает через компрессионные кольца в полость цилиндра. Когда загорается бензин (или дизель), вещество частично сгорает, а остальная часть будет вылетать в выпускной коллектор. По мере прогрева ДВС его детали немного расширяются от температуры, благодаря чему устраняется этот зазор, и дым исчезает.
На задымленность мотора влияют такие факторы:
- Насколько нагрелся ДВС;
- Соответствует ли моторное масло требованиям производителя двс;
- Число оборотов коленвала во время прогрева и езды;
- Условий, в которых эксплуатируется машина (например, в сырую и холодную погоду в выхлопной системе образуется конденсат, который можно убрать при помощи быстрой езды на трассе при стабильных оборотах).
Чаще всего первые признаки проблем с мотором и попаданием масла в цилиндр можно заметить при обильном выделении дыма (осень и зима), пока машина прогревается. Регулярная проверка уровня масла в поддоне поможет определить, что мотор начал брать смазку, и ее нужно доливать.
Помимо синевы в выхлопе о наличии масла в цилиндрах могут свидетельствовать такие факторы:
- Силовой агрегат начинает троить;
- Двигатель начинает расходовать большое количество смазочного материала (в запущенных случаях этот показатель может увеличиться до 1000мл/100км);
- На свечах зажигания появился характерный нагар;
- Засорение форсунок, из-за чего солярка не распыляется в камере, а льется в нее;
- Падает компрессия либо во всех цилиндрах, ибо в одном из них;
- На морозе мотор стал хуже заводиться, а в процессе работы даже глохнуть (часто наблюдается у дизелей, так как в их случае от компрессии зависит качество сгорания топлива);
- В некоторых случаях может запахнуть гарью, которая проникает в салон (чтобы греть салон, печка берет воздух из подкапотного пространства, куда может поступать дым, если машина стоит, и ветер на улице дует сзади).
КАК МАСЛО ПОПАДАЕТ В ЦИЛИНДРЫ
В цилиндр масло может попасть через:
- Закоксованные компрессионные и маслосъемные кольца, установленные на поршнях;
- Через появившийся зазор в направляющей втулке клапанов, а также из-за износа маслосъемных колпачков (сальников клапанов);
- Если агрегат оснащается турбонагнетателем, то неисправности этого механизма также могут приводить к попаданию масла в раскаленную часть выхлопной системы.
ПОЧЕМУ МАСЛО ПОПАДАЕТ В ЦИЛИНДРЫ
Итак, масло в раскаленную выхлопную систему или цилиндр двигателя может попасть при следующих неисправностях:
- Износился сальник клапана (подробней о замене этой детали рассказывается здесь);
- Нарушилась герметичность клапана (одного или нескольких);
- Образовались царапины на внутренней части цилиндров;
- Залегание поршневых колец или поломка некоторых из них;
- Нарушилась геометрия цилиндра(ов).
Когда прогорает клапан, это сразу же становится заметным – автомобиль оказывается менее динамичным. Один из признаков прогоревших клапанов – резкое снижение компрессии. Далее рассмотрим подробней эти проблемы.
ИЗНОС МАСЛОСЪЕМНЫХ КОЛПАЧКОВ
Сальники клапанов должны быть эластичными. Они устанавливаются на штоке клапана, чтобы снимать с него смазку, предотвращающую его износ. Если эта деталь становится жесткой, она хуже обжимает шток, из-за чего некоторое количество смазки проступает в полость впускного или выпускного отверстия.
Когда водитель использует торможение мотором или пускает авто накатом, через задубевшие или растрескавшиеся колпачки масло в большем количестве попадает в цилиндр или остается на стенках выпускного коллектора. Как только температура в полости подскакивает, смазка начинает коптить, образуя дым с характерным оттенком.
ДЕФЕКТЫ В СОСТОЯНИИ ЦИЛИНДРОВ
Такое может происходить, когда в цилиндр попадает мусор, например, песчинки с воздухом, если воздушный фильтр порвался. Бывает, что при замене или проверке свечей зажигания автомобилист неаккуратен, и грязь из околосвечного пространства попадает в свечной колодец.
Во время работы посторонние абразивные частицы попадают между поршневым кольцом и стенкой цилиндра. Из-за сильного механического воздействия зеркало поверхности царапается, на нем образуются бороздки или задиры.
Это приводит к нарушению герметичности поршней и цилиндров, из-за чего масляного клина не достаточно, и смазка начинает проступать в рабочую полость.
Еще одна причина появления абразивных частиц в цилиндрах – некачественное масло. Некоторые автомобилисты игнорируют регламент замены смазки, а вместе с ней и масляного фильтра. По этой причине в среде скапливается большое количество металлических частиц (появляются в результате выработки на других деталях агрегата), и постепенно засоряют фильтр, что может привести к его разрыву.
Когда машина продолжительное время стоит, а ее мотор периодически не заводится, на кольцах может появляться ржавчина. Как только двигатель запускается, этот налет царапает стенки цилиндра.
Еще одна причина нарушения зеркала цилиндров – использование некачественных запчастей во время капитального ремонта мотора. Это могут быть дешевые кольца или поршни с браком.
ИЗМЕНЕНИЕ ГЕОМЕТРИИ ЦИЛИНДРА
В процессе эксплуатации силового агрегата геометрия цилиндров постепенно меняется. Конечно, это длительный процесс, поэтому он характерен для моторов с большим пробегом, и тем, которые уже приближаются к капитальному ремонту.
Чтобы определить эту неисправность, требуется отвезти машину на станцию техобслуживания. Процедура проводится на специальном оборудовании, поэтому ее нельзя выполнить в домашних условиях.
ЗАЛЕГАНИЕ КОЛЕЦ
Компрессионные и маслосъемные кольца делаются с немного большим диаметром, чем поршни. С одной стороны на них имеется разрез, который позволяет сжать кольцо во время установки. Со временем при использовании плохого масла или топлива и образования нагара кольцо прилипает к канавке поршня, из-за чего нарушается герметичность цилиндропоршневой группы.
Также образование нагара на кольцах нарушает теплоотвод от стенки цилиндра. Часто в этом случае образуется сизый дым, когда транспорт разгоняется. Такая проблема сопровождается снижением компрессии, а вместе с ней и динамики машины.
Еще одна причина появления сизого дыма из выхлопной – неисправность в работе вентиляции картера. Картерный газ, имеющий высокое давление, ищет, куда ему выйти и создает больший напор масла, которое начинает выдавливать между поршневыми кольцами. Чтобы убрать эту проблему, следует проверить маслоотделитель, находящийся в верхней части мотора (в старых классических автомобилях) под маслозаливной горловиной.
НЕСТАНДАРТНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНЕГО ДЫМА
Помимо перечисленных неисправностей, образование синего дыма может быть и в более редких, нестандартных, ситуациях. Вот некоторые из них:
- Новая машина начала дымить. В основном подобный эффект появляется, когда двс прогревается. Основная причина – непритершиеся друг у другу детали. Когда мотор выходит на рабочий диапазон температуры, между элементами пропадает зазор, и агрегат перестает дымить.
- Если машина оснащается турбонагнетателем, то масло может дымить даже при исправной цилиндропоршневой группе и клапанах. Сама турбина работает за счет воздействия выхлопных газов на ее крыльчатку. При этом ее элементы постепенно нагреваются до температуры выхлопа, выходящего из цилиндра, что в некоторых случаях превышает 1000 градусов. Изношенные подшипники и уплотнительные втулки постепенно перестают задерживать поступающее для смазки масло, от чего некоторая его часть попадает в выпускной коллектор, в котором начинает коптить и сгорает. Такая проблема диагностируется частичным демонтажем турбины, после чего проверяется состояние ее крыльчатки и полости возле уплотнителей. Если на них видны следы масла, значит, сменные элементы нужно заменить на новые.
Вот еще некоторые более редкие причины попадания масла в цилиндры или выхлопную трубу:
- В результате частой детонации мотора кольца или перемычки на поршнях ломаются;
- При перегреве агрегата может измениться геометрия юбки поршня, что приводит к увеличению зазора, который не устраняется масляной пленкой;
- В результате гидроудара (о том, что это такое, и как уберечь машину от подобной проблемы, читайте в другом обзоре) может деформироваться шатун. Подобная проблема может появиться, когда рвется ремень ГРМ (в некоторых моторах порванный ремень не приводит к контакту поршней и открытых клапанов);
- Некоторые автовладельцы осознанно используют некачественную смазку, думая, что вся продукция одинакова. В результате – нагар на кольцах и их залегание;
- Перегрев мотора или его некоторых элементов может привести к самовоспламенению топливно-воздушной смеси (часто это приводит к детонации) или калильному зажиганию. Как результат – завальцовывание поршневых колец, а иногда даже клин мотора.
Большинство из перечисленных признаков касаются более запущенных случаев. В основном проблема возникает в одном цилиндре, но нередки случаи, когда проблема появляется в нескольких «котелках». При первых изменениях в цвете выхлопа стоит проверить компрессию ДВС и состояние свечей.
ВЫВОДЫ
Список основных причин появления сизого выхлопа из трубы не такой уж и большой. В основном это сальники клапанов, изношенные кольца или в более запущенном случае – поцарапанный цилиндр. Ездить на таком транспорте разрешается, но это на свой страх и риск. Первая причина в том, что синий дым означает расход масла – его нужно будет доливать. Вторая причина – езда на неисправном моторе приводит к чрезмерному износу его некоторых деталей.
Результатом такой эксплуатации будет перерасход топлива, снижение динамики авто, и в итоге – поломкой какой-либо детали агрегата. Лучше всего при появлении характерного дыма сразу же отправиться на диагностику, чтобы потом не выбрасывать больших денег на последующий ремонт.